Миклушевский процитировал Медведева: «…очень
важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача
номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся
переподготовка должна быть ориентирована на использование современных
технологий». Замминистра заявил, что «те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо».
«Мы
должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного
процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней
работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без
современных информационно-коммуникационных технологий в сфере
образования и науки», - отметил он.
Миклушевский: в умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников
«Надо
признать, что в большинстве своем образовательная и научная среда
недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ.
Необходимо преодолеть этот барьер, который зачастую носит чисто
психологический характер. В умении использовать компьютер педагоги
нередко отстают от своих учеников, в тоже время у учителя, к сожалению,
зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным. Нет ясных,
практических методик, гарантирующих эффективное использование новых
технологий на рабочем месте учителя», - заметил Миклушевский.
Что будет сделано?
Основные
направления развития и внедрения информационно - коммуникационных
технологий в сфере образования и науки до 2015 года направлены на
информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения
системного эффекта в области управления и развития образования и науки,
экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества
и доступности всех уровней образования на основе и с использованием
ИКТ.
Основные инициативы:
●
Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий с
использованием преимуществ электронных образовательных ресурсов для
обеспечения равных возможностей в получении качественного образования
всем участникам образовательного процесса, в том числе детям с
ограниченными возможностями здоровья;
● Обеспечение
возможности реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающихся (школьников, учащихся, студентов, слушателей) на основе
внедрения и использования ИКТ, дифференциация учебного материала в
зависимости от способностей обучаемого с целью наиболее эффективного
усвоения знаний и раскрытия потенциала личности;
● Широкое
внедрение информационных технологий для сохранения, развития и
эффективного использования научно-педагогического потенциала страны
(электронные библиотеки, электронные базы результатов НИОКР и ВАКа,
системы справочно-методической поддержки, и т.д.);
●
Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню обеспечения
качества образования на основе ИКТ; реализация возможностей постоянной,
а не эпизодической переподготовки для учителей школ и преподавателей
вузов, получения знаний как в системе национального образования, в том
числе и дистанционного, так в пространстве мировой системы образования;
Ключевые инициативы в области информатизации образования и
науки, предлагаемые к реализации, сгруппированы по уровням образования:
1)Для общего образования – «Новая школа – базис современного общества»;
●
Создание социальных образовательных сетей, широкая апробация
разработанных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним (с
учетом ограничений, не соответствующих задачам воспитания и
образования), повышающих правовую грамотность учащихся и поддерживающих
у молодежи стремление к здоровому образу жизни;
● Создание
эффективной системы справочно-методической, нормативной поддержки и
сопровождения процесса внедрения электронных образовательных ресурсов в
образовательный процесс;
● Обеспечение системной
переподготовки учителей для массового использования новых
образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов;
●
Формирование механизмов стимулирования и дополнительной мотивации
учителей на создание и применение электронных образовательных ресурсов;
●
Создание и внедрение среды информационного взаимодействия учреждений в
сфере образования, включая электронный документооборот, публичную
отчетность всех учреждений системы образования - от школы до
Министерства образования и науки. Создание соответствующей
нормативно-правовой базы;
● Разработка технологических
решений и создание информационно-коммуникационной среды для поддержки
талантливых школьников и разработка новых технологий и методов для
последующего профессионального самоопределения школьников;
●
Техническое обеспечение точек присутствия федеральных образовательных
сервисов на уровне субъектов РФ. Создание федеральной образовательной
распределенной сети (ФОРС) региональных и муниципальных методических
информационно - консультационных центров;
● Переход на использование отечественных программных продуктов и продуктов на базе Linux;
2)Обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому;
●
Обеспечение детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому,
современными компьютерами, оснащенными пакетом системного и прикладного
программного обеспечения, а также дополнительным оборудованием
устройствами работы, учитывающие особенности физиологических
ограничений детей с ограниченными возможностями;
● Подключение поставленных ПК к сети Интернет с обеспечением широкополосного доступа;
● Техническая поддержка пользователей и обслуживание поставленных программно-технических средств;
●
Адаптация ранее разработанных или разработка новых электронных
образовательных ресурсов для использования детьми с ограниченными
возможностями;
● Разработка ЭОРов для профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями;
●
Создание единой социальной интернет-среды взаимодействия детей с
ограниченными возможностями как между собой, так и с учителями в рамках
дистанционного образования;
● Оснащение техникой и подключением к сети Интернет учителей, участвующих в дистанционном образовании;
●
Создание методических центров подготовки и поддержки учителей, их
обучение. Создание соответствующей методической и нормативно-правовой
базы.
3)Для системы среднего профессионального образования – «Формирование нового привлекательного имиджа системы НПО/СПО»;
● Развитие технологической и информационной инфраструктуры учреждений НПО/СПО;
●
Создание современных учебно-производственных комплексов, в том числе на
основе внедрения компьютерных тренажеров и виртуальных лабораторий;
● Создание отраслевых центров сертификации компетенций;
● Разработка технологий для модульных программ обучения, основанных на компетентностном подходе;
●
Внедрение технологий для интеграции образования и производства
(виртуальные проектные команды, удаленная практика, технологии
коммерциализации результатов разработок);
● Организация электронного взаимодействия с потенциальными работодателями для поддержки трудоустройства выпускников.
4) Для высшей школы и науки – под девизом «Профессионалы для новой экономики»;
●
Организация всесторонней поддержки процессов интеграции образования и
науки на основе создания федеральных университетов, организации
конкурсного отбора национальных исследовательских университетов,
создание на базе ведущих научных организаций национальных
исследовательских центров, в том числе международных центров
коллективного пользования научно-образовательными базами данных,
уникальным научным оборудованием, лабораториями удаленного доступа;
●
Создание федеральной базы данных образовательных программ и
информационной системы, поддерживающей академическую мобильность,
разработка и апробация моделей и механизмов сетевой организации
образовательной, научной и инновационной деятельности учебных заведений
в целях повышения качества образования.
Подробнее ознакомиться с
инициативами и предложениями по основным направлениям развития и
внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
и науки до 2015 года можно из доклада Замминистра образования,
опубликованного в секции «Цифровое образование».
На
форуме обсуждались также темы, касающиеся текущего уровня развития
информационного общества в РФ (достигнутые результаты и барьеры на пути
развития). Была затронута стратегия развития информационного общества
(приоритетные направления реализации на среднесрочную перспективу,
планы, мероприятия, механизмы реализации, формирование системы
мониторинга). Участники форума не обошли стороной и проблему роли
и места Российской Федерации в формировании глобального информационного
общества.
Источник ПЕДСОВЕТ.ORG